Возможности не должны быть ограничены
Не секрет, что количество детей, которые нуждаются в обучении в коррекционных школах, из года в год увеличивается. Насколько доступно такое образование для ребятишек с отклонениями? Нужна ли им помощь депутатов? На эти вопросы должно было дать ответы выездное заседание комиссии по социальной политике Челябинской городской думы. Попутно народные избранники выяснили и то, пользуется ли в Челябинске спросом вечерняя форма обучения. Вместе с депутатами на экскурсию съездили и наши корреспонденты.
В повестке дня депутатов было посещение трёх учебных заведений. Первым оказалась коррекционная школа восьмого вида № 7 для детей с отклонениями в развитии.
- Своих воспитанников мы называем детьми с ограниченными возможностями. Только так и не иначе, потому что не хотим задевать способности ребят, - сразу предупредила всех гостей директор школы Светлана Штепа.
Учебные заведения, подобные этому, созданы для того, чтобы подготовить ребёнка, имеющего какие-то отклонения в развитии, в том числе и психическом, к взрослой жизни. Интеграция в общество – так это называется.
- Понятно, что основная задача по воспитанию ребёнка ложится на семью, - депутат Евгения Глухова, в чьём избирательном округе находится эта школа, не могла не принять участия в выездном заседании гордумы. – Семья – это основа всего, и она тянет свою лямку. Родители любят ребёнка таким, какой он есть, в любом состоянии. Но им самим надо помогать, чтобы хватило и возможностей, и средств вырастить сына или дочь. Дети нуждаются во всесторонней заботе, а те, у кого есть отклонения, – особенно. Поэтому к ним - государственный подход. Общество должно предоставить условия, чтобы ребята с ограниченными возможностями обучались – кто в обычных школах, а кто в коррекционных. Если этого не сделать, дети не будут как положено адаптированы к жизни, труду.
Школа № 7 от аналогичных отличается тем, что в ней есть десятый и одиннадцатый классы. Местные власти идут на их открытие, потому что это востребовано. (Хотя, естественно, нужны дополнительные затраты.) Старшие классы – с профессиональным уклоном. Но трудовое обучение, в итоге которого приобретается специальность, ведётся и в среднем звене. Ребят обучают швейному и столярному делу. К слову, шить учат и мальчиков, которых в школе намного больше, чем девочек.
Депутатов очень интересовал вопрос, отчего происходит отклонение в развитии детей, в чём причина аномалий. Специалисты ответили, что на первом месте стоят всё-таки родовые травмы и наследственность. Далее - эндокринные и хромосомные заболевания, внутриутробные поражения плода. Отчего всё это? И неблагополучная экологическая обстановка, и социальные причины тому виной. В последнем аспекте алкоголизм, кстати, лидирует, но не так, как многие думают: к рождению не совсем здоровых детей приводит то, что матери, находящиеся в состоянии опьянения, получают различные травмы.
- К вам как адвокату обращались родителей детей с ограниченными возможностями? – задаю вопрос депутату Алексею Севастьянову, пока идём от одного кабинета к другому – нам проводят экскурсию.
- Обращались, - отвечает Алексей Михайлович. – Проблема-то не до конца решена. Мне известно, что не хватает мест для детей с очень тяжёлыми отклонениями в развитии. Таким вот инвалидам нелегко поступить в подобные учреждения. Однако в последнее время обращений становится меньше, и это радует. (Примечание. В обычные группы берут всех желающих. Наоборот, существует даже проблема уговорить родителей и ребят с задержкой психического развития пойти учиться в коррекционную школу, так как многие стесняются этого. – Авт. ) Город прилагает максимальные усилия, чтобы образование было доступным для всех категорий детей. Челябинск – передовой мегаполис, он смотрит в будущее и беспокоится о подрастающем поколении, поэтому принимает участие в содержании коррекционных учебных заведений, хотя это не всегда компетенция муниципалитета.
- Три года назад депутаты знакомились с системой дошкольного коррекционного образования, - рассказывает председатель комиссии по социальной политике Челябинской городской думы Наталья Баскова. – Сейчас вот решили объехать учреждения среднего звена. Такие поездки для нас - стандартное, обычное, контрольное мероприятие. Мы должны быть в курсе всего, что происходит. К сожалению, вынуждены отмечать, что количество детей с отклонениями в развитии увеличивается. Но ребятишки не виноваты, и они должны получить полную социализацию.
Так как вопросы доступности образования входят в прямые полномочия депутатов, мы анализируем ситуацию и выявляем какие-то проблемы. Для нас это повод задуматься, что можно ещё сделать для таких мальчиков и девочек, для их родителей. Например, после объезда дошкольных коррекционных учреждений мы дали определённые рекомендации, которые проработали совместно с городским управлением по делам образования. А тогда стоял вопрос о финансировании, ремонте этих заведений.
Ситуация в коррекционных школах сегодня – вот что, стало предметом обсуждения на выездном заседании. Но если в МСКОУ № 7 депутатам сказали, что проблем никаких нет, то в специальной общеобразовательной школе-интернате второго вида № 12 для слабослышащих детей (в неё народные избранники отправились далее) обратили внимание вот на какой нюанс. Сейчас в это учебное заведение стали направлять ребят, которым сдаланы операции по новейшим медицинским методикам. Такие мальчики и девочки всё ещё не понимают речи, но различают звуки – например, шум воды. Заниматься с этими детьми нужно не так, как с другими слабослышащими. Но вот как? Методика в нашей стране ещё не разработана, но педагогический коллектив школы-интерната это очень волнует.
Ещё работники МСКОУ № 12 попросили депутатов помочь решить проблему противопожарной безопасности. К ней сейчас предъявляются очень большие требования, на выполнение которых нужны дополнительные деньги. Хотя в целом по финансированию вопросов у педколлектива нет. Депутатов в свою очередь порадовало, что школа-интернат является экспериментальной площадкой и постоянно получает муниципальные гранты. Не случайно в учебном заведении помимо общеобразовательных предметов, очень большой коррекционный блок и мощная система дополнительного образования.
Третья школа, которую посетили народные избранники, была не коррекционной, а вечерней. МОУ № 13 – одно из двух имеющихся в городе подобных учреждений. По словам его директора Фёдора Куравина, особых проблем у учебного заведения нет. Обучаются в нём челябинцы четырнадцати лет и старше. Часть подростков из неблагополучных семей, а вот те, кто постарше, идут в школу по разным мотивам. Кто-то не смог закончить одиннадцатый класс по уважительной причине, кто-то в своё время недоучился – за парты садятся даже сорокалетние ученики и ученицы. Отдельная категория – юные мамы, которые в роддом попадают прямо со школьной скамьи.
Депутаты с удовлетворением заметили, что общее среднее образование по вечерней форме обучения в городе очень доступное. Мало того, что его можно получить за два года, проучившись в десятом и одиннадцатом классе, так ещё существует заочная форма обучения. Но в таком случае в старших классах придётся «посидеть» три года – с десятого по двенадцатый класс. Так что каждый выбирает, что ему больше нравится.
По итогам всего выездного заседания депутаты констатировали, что в коррекционных школах города нет особых проблем. Система нормально функционирует, но какие-то рекомендации всё-таки будут сделаны. А ещё народные избранники сказали спасибо руководителям, которые содержат такие учреждения.