8 мая 2009, Автор: Ольга ТИТОВА
История Челябинска, которую мы теряем
В Челябинском областном краеведческом музее можно увидеть домашнюю утварь - всевозможные горшки ручной лепки, фарфоровую и фаянсовую посуду, изделия из металла и другие вещи, обнаруженные в нашем городе во время археологических раскопок. Часть из них была найдена на участке, который находится на пересечении улиц Труда и Красной, рядом с гостиницей «Малахит».
Уже много лет на этой территории ведется строительство 22-этажного офисного здания, которое, по замыслу архитекторов, должно поразить нас своими масштабами и архитектурным решением. В действительности пока же поражает то, как легко мы свыклись с уродством забора, орнаментом проходящего вдоль стройки, да и с самой стройкой.
Кажется, постоит забор еще пару лет и займет свое место в архитектуре города, если уже не занял. Может статься, еще оплакивать его станут, если — случится ли такая «беда»? — снесут его наконец. На фоне этой неприглядной истории пробивается, продирается сквозь землю история другая, истинная история нашего города.
В современном Челябинске практически ничто не напоминает о том городе, каким он был до середины XIX века: первоначальная планировка кардинально отличалась от того, как сформирован город сегодня. Из-за этого очень сложно бывает восстановить историю той или иной улицы, а улицы эти, кстати, все перекроены так, что голову сломаешь.
8 ноября 1838 года Николай I утвердил генплан Челябинска, который — вот она, широта русской мысли! — практически не учитывал существующую на тот момент планировку. Известны и авторы проекта: землемер Сидоров составил план, а Львовский доработал. Целые кварталы, согласно нему, сносились и строились заново. В результате часть существовавших ранее дворов просто исчезла с лица земли. О масштабах генплана свидетельствует тот факт, что строительство продолжалось целый век и завершилось только в 30-х годах ХХ века.
Можно пересчитать по пальцам современные улицы, которые сохранились в своем первоначальном русле. Улица Труда одна из таких. По сути, главным «архитектором» в годы становления города была река Миасс. Все дома выстраивались стройными рядами вдоль нее. Между деревянных изб, по правому берегу Миасса и формировалась старейшая улица Челябинска. Направление улиц определялось относительно реки – были улицы «продольные», ориентированные вдоль реки, и «поперечные».
Первоначальное название улицы Труда — Большая Береговая — незатейливое. Вдоль берега стелется, значит, Береговая. Она появилась в 1736 году и выполняла важную миссию: связывала Челябинскую крепость с сибирскими слободами. Поэтому и Сибирской позже стала называться: во-первых, путь из города указывала, во-вторых, в честь одноименной сторожевой башни.
Сибирская улица пережила и наводнения, и пожары. Здесь до 1862 года устанавливали эшафот, с начала XX века работала первая электростанция. Дом воеводы Исетской провинции, тюремный острог, питейный дом — всё находилось на главной улице города. Здесь же были зарублены шашками во время выступления Чехословацкого корпуса большевики Дмитрий Колющенко, Михаил Болейко и другие...
С начала 1880-х годов та часть улицы, что к западу от моста, стала называться Ивановской. Название свое она получила благодаря Ивановской ярмарке, появившейся в XVIII веке. В народе ярмарку именовали Луковой, так как это огородное растение продавалось здесь в большом количестве. Ивановская улица была, что называется, элитной. На ней стояли особняки многих важных персон того времени.
Например, здание геологического музея построили купцы Шиховы, а с 1883 года оно принадлежало известным челябинским предпринимателям и меценатам Покровским, в нем размещался клуб городского общества. Рядом жил трижды городской голова Петр Туркин — его три раза избирали на высокий пост. Напротив стояли дома, магазины и чаеразвесочная фабрика Стахеевых, крупнейших российских торговцев.
Вновь слившись в одну, Сибирская и Ивановская в 1920 году превратились в улицу Труда. Переименование, кстати, проходило с большим скрипом. Население отказывалось принимать новое название наотрез. Местные власти на протяжении четырех месяцев пытались сломить несговорчивых горожан, приняли четыре решения о переименовании и все-таки одержали верх.
Территория Челябинска, границы которой проходят с юга по улице Коммуны, с запада — по улице Красной и за рекой по улице Каслинской, с севера — по улице Работниц, а с востока — по Российской, является памятником археологии «Культурный слой Челябинска XVIII-XIX веков» и подлежит охране (в 2005 году в Министерстве культуры РФ был зарегистрирован паспорт на нее). Это означает, что строительство любого объекта на данной территории должно предваряться археологическими раскопками. Исторические ценности, которые могут храниться в земле и поныне, необходимо извлечь прежде, чем строители примутся за дело.
Археологическими раскопками земельного участка близ гостиницы «Малахит», что на пересечении улиц Труда и Красной, руководил доцент исторических наук, этноархеолог Гаяз Самигулов. Сегодня он вспоминает о гигантской работе, которую проделали археологи.
- Мы надеялись, что сможем обнаружить городскую стену, - рассказал Гаяз Хамитович. - Но легенда о том, что Челябинск защищали мощные стены, так и осталась легендой. На самом деле это был обыкновенный заплот (деревянная сплошная ограда из бревен), никаких крепостных укреплений в два-три слоя. Он был рассчитан на оборону в случае набегов башкир и казахов, а те больших орудий не имели. Зато гарнизон крепости, наоборот, был оснащен огнестрельным оружием, на башнях и угловых бастионах стояли орудия. Даже хорошо вооруженные пугачевцы не смогли с первого штурма войти в город. В конце XVIII века заплот вообще разобрали, поставив на его месте легкую изгородь, которая отмечала границы города, и шлагбаумы на въездах.
Интересная деталь: защитной стены вокруг города не было, зато каждый хозяин старался окружить свой двор и все свои владения двухметровым, а то и выше, частоколом. Такую предусмотрительность можно списать как на неспокойную жизнь, так и на основательность людей, которые большей частью имели крестьянские корни.
- И казаки, составлявшие большую часть населения города в XVIII веке, и городские сословия — купцы, цеховые, ремесленники — формировались из крестьян, выходцев из слобод, расположенных по Исети. А их предки пришли с северо-востока европейской России. Этим Челябинск отличается от многих других российских городов.
Город и село развиваются по своим законам. Крестьяне более консервативны, они сохранили традиции, от которых в иных городах к тому времени давно отказались. Например, горшки в большинстве российских городов перестали лепить вручную в XV-XVI веках, перейдя на гончарное производство, а в Челябинске такая посуда бытовала еще в XVIII веке, - рассказал Гаяз Хамитович. - Самое странное, что в Челябинске до второй половины XIX века практически не было своих гончаров - посуду чаще всего покупали на ярмарках. Во время раскопок мы обнаружили керамическую кадильницу, это очень редкая и интересная находка. На дне ее было указано имя автора — Ложкин. Он один из немногих челябинских гончаров, чье имя дошло до нас. Мастерскую открыл во второй половине XIX века в Заречье.
Участок, на котором работали археологи, начал застраиваться в конце XVIII века. К началу XIX века здесь стояли четыре двора. Один из них, предположительно, принадлежал мещанину Хабибулину, другой — Хохлову. Большая часть построек, оказавшихся в зоне раскопок, - это бани, огороды. Вероятнее всего, владельцы дворов имели по тем меркам средний достаток. Дома в три-четыре комнаты считались не очень большими.
- Определить, кому принадлежал тот или иной двор, очень сложно, - признался Гаяз Самигулов. - Адреса в ту пору не писали, как сейчас. Весь город был разбит на участки, и каждый двор имел свой порядковый номер. Нумерация менялась. Ни одного плана XVIII – первой половины XIX века, на котором были бы обозначены дворовые места, у нас нет. Документов, в которых были бы прописаны изменения дворовых мест, тоже нет. Дома продавались, переходили из рук в руки, а документы о сделках купли-продажи далеко не все сохранились. Мы еще можем установить хозяев дворов с середины XIX- начала XX веков, но проследить их более раннюю историю получается далеко не всегда.
Еще одна интересная деталь: все здания в Челябинске долгое время были преимущественно частными. Построек именно городских, возведенных на казенные средства, не существовало. Лишь в конце XVIII века город купил один из трех каменных домов, принадлежавших купцу Сапожникову, под магистрат. Городские власти размещались здесь вплоть до начала XX века.
«Офисы» пожарной команды, полиции, даже казначейства располагались в арендованных у горожан домах. Первым общественным зданием в Челябинске, построенным специально, стало городское училище, оно стояло на восточном краю Мясной площади, сегодня это та часть Аллеи славы, которая выходит на улицу Советскую.
- Каждый участок в городе уникален, имеет свою специфику, - рассказал археолог. - Даже посуда, обнаруженная в разных местах, может отличаться. При строительстве погребов челябинцы преимущественно использовали дерево и камень. А тут мы раскопали погребок, стены которого оказались выложены из плетня. Видимо, это поздняя постройка, второй половины XIX века. Соорудил погреб, вероятно, переселенец с южных территорий России. Плетневые конструкции в Челябинске — большая редкость. За все время всего три такие находки были обнаружены на разных раскопках.
На территории раскопа было расчищено большое количество остатков разных построек – колодцев, бань, погребов, изгородей. Раскопали мы и основание брандмауэра. Еще с конца XVIII века горожанам приписывалось между дворами устанавливать трехметровые каменные или кирпичные стены, которые препятствовали распространению огня во время пожаров. Правда, в практику это вошло только в конце XIX века. Несколько таких брандмауэров до сих пор стоят в Челябинске (на улицах Труда и Свободы), но люди настолько привыкли к ним, что уже не обращают на них внимания.
Точно так же мы привыкли и к забору, и к стройке. И это печально.
На фотографиях: 1) археологические раскопки на пересечении улиц Труда и Красная, где сейчас ведется стройка; 2) так выглядел колодец несколько веков назад; 3) эта кринка теперь хранится в Челябинском областном краеведческом музее.